Главная / Культура

Гоша Куценко: Я снял кино для врачей и пациентов

На проходящем в Сочи 27-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в числе дебютантов появился Гоша Куценко. Став кинорежиссером, он остепенился. Гоша – это в прошлом, теперь он – Юрий и нейрохирург в городской больнице, отнюдь не столичной, спасающий жизни и разбивающий женские сердца.

Дебютная картина «Врач» Юрия Куценко - семейная во всех смыслах. Его мама была врачом, а потом тяжело заболела. Вместе с ней он прошел все круги ада, в течение двух лет делал все, чтобы победить смерть. Тогда и завязалась дружба с хирургами-онкологами.

На площадке (а снимали в реальной пустой больнице в момент ее реорганизации) сошлись две жены Куценко – экс-супруга, мать его дочери Полины - Мария Порошина и молодая жена и мать дочери Евгении – актриса Ирина Скриниченко. В фильме многочисленных героинь связывают с хирургом Юрием Михайловичем самые близкие отношения. Это как образ-мечта - быть стопроцентным Дон Жуаном.

Фильм сделан в тренде мирового кино на актуальную производственную тему. На экране мы видим, как проходят операции, органы пульсируют, скальпель хирурга внедряется в них. Кто-то прикрывает глаза, чтобы не видеть кровь.

Юрий Михайлович, которого играет Куценко, может все. Он даже оперирует sim-карту. Но при этом одержим страхом и не хочет, как это бывало не раз с его пациентами, стать «овощем». Вот и просит коллегу в решительном и утрированном исполнении Марии Порошиной в случае чего избавить его от страданий, ввести смертельную дозу инсулина. «Если любишь – убей!» - такая его просьба.

Гоша ночевал в больничной палате, где проходили съемки, 1,5 месяца. Работал по 18 часов. Он - трогательный и нежный человек, несмотря на брутальную внешность. Гоша очень старался, но это не избавило его от многих бед. Фильм получился бесконечным, ему не хватило жесткого сценария (писал сам) да и постоянное присутствие в кадре не способствовало режиссуре. Наверное, надо было от чего-то отказаться: либо ты - постановщик, либо — лицедей.

У самого себя Гоша снимался бесплатно. Точнее так: Гоша Куценко снимался у Юрия Куценко бесплатно. В титрах указаны два его имени. Он собрал вокруг себя хороших друзей, которые могли поддержать – Анну Михалкову, однокурсницу Алену Хмельницкую. За помощью Куценко обращался к другу и режиссеру Виктору Шамирову, и тот сделал свою монтажную версию, от которой Гоша в итоге отказался. Теперь 49-летний новоиспеченный режиссер радуется, что дебютировал до 50. Успел!

Актерская работа кажется ему рутинной. У него ни одного актерского приза, но есть приз «Кинотавра» за сценарий, а теперь и громадьё режиссерских замыслов. Куценко считает, что снял авторское кино, под которым мы понимаем все-таки что-то другое. Его олицетворяет Андрей Тарковский. Но окажись «Врач» во Франции, его бы причисли к этой категории, если бы не к разряду телевизионного.

Сам Гоша пробыл на «Кинотавре» день, срочно вызвали в Москву на съемки «Елок». Но вот что он рассказал о своей работе: «Когда есть надежды, ты проникаешься к онкологу настолько, что он кажется тебе богом. А потом наступает момент, когда ты понимаешь, что бога нет. Я - всего лишь небольшая страница в многотомном издании, а врачи-онкологи - как огромные серверы горя, которое собирается вокруг них в большом количестве. Для меня уход мамы - самая горестная страница. Простите, если я кому-то доставил горечь воспоминаний своим фильмом.

Почему мой хирург – бабник? Мне нужны были сердечные неурядицы. Врачи, как артисты, они живут одним пальчиком в семье, а всем телом на работе.

Я знал хирурга, которого сбила машина, и к нему в палату приходили влюбленные дамы. Ситуация была комедийная. А у моего героя – не так много женщин: жена, его старая любовь и любовь новая… Всего четыре. Там сексом и не пахнет. Главное для него - работа. А женщины нужны, чтобы показать, насколько он верен скальпелю и открытой черепной коробке. Эта картина о погоне врача за счастьем. Хирург счастлив, когда простоял 12 часов у операционного стола.

Я снял кино для врачей и пациентов. Не хотел выстраивать им монументы - без контрастов получилась бы доска почета. Поэтому мой герой и произносит фразу: «Если любишь – убей!». А сам он занимается спасением. Я снимал о самом большом горе моей жизни, может, в этом глупость моя, но я рассказало том , что чувствовал сам и что чувствуют десятки людей. Врачи смотрели фильм, и после этого я что-то убрал. Поймите, эти люди сделаны из слез, только кажется, что они из камня».

Алена Хмельницкая не побоялась из суеверия сыграть женщину, у которой рак мозга: «Я разделяю жизнь и профессию Мне как- то удалось договориться с собой. Гоша – мой однокурсник, мой старинный друг. У него - огромное сердце, и он его не щадит ни на площадке, ни в жизни. Так что у меня не было сомнений в том, сниматься в его фильме или нет. Диагноз, который играю я, связан с потерей обоняния и истеричностью героини. Она видит край, поэтому на ней много лишних украшений, неуместное вечернее платье. Она душится и не чувствует запаха, поэтому она носит сразу два флакона с духами».

В день премьеры «Врача» в 9 часов утра кинематографисты и прокатчики собрались на деловой завтрак, за которым обсуждали проблемы кинотеатрального проката авторских картин. В дискуссии участвовали отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапро. У нас-то нет четкого определения понятия «авторское кино», а во Франции комиссия из 100 человек отсматривает все фильмы, вышедшие в прокат, и присваивает им соответствующую категорию. В 2014-м 382 фильма были признаны артхаусными и составили 60 процентов от общего числа.

А другой комитет, из 20 человек, присваивает кинотеатрам статус артхаусных. В том же году во Франции их насчитывалось 1116 и на их долю приходится треть сеансов в год. Нам такое и не снилось - у нас рынок авторского кино почти вымер. Никто не хочет работать да и смотреть серьезное кино, занимающееся поиском нового. Именно поэтому на «Кинотавре» год от года все труднее собирается программа. В будущем году при существующей кинополитике есть риск и вовсе сесть в лужу.

Пока прокатчики и кинотеоретики обсуждали серьезные вопросы, более свободные люди занимались с 8 утра йогой. С нее начинается на «Кинотавре» каждый день. Желающих не очень много, но есть фанаты, такие как Вера Таривердиева – музыковед и пропагандистка наследия своего покойного мужа – композитора Микаэла Таривердиева. Сходишь с утра на йогу, потом великолепно чувствуешь себя весь день, тем более, что проводит занятия специально приезжающий каждый год из Москвы в прямом смысле философ йоги.

«Кинотавр» ждет приезда Сергея Безрукова, сыгравшего артиста балета в фильме своей молодой жены Анны Матисон «После тебя». На премьере его не было – не позволили дела. Но вот-вот он встретится с журналистами, чтобы рассказать о том, что значит забвение для некогда знаменитого артиста.

За «Коллектор» дебютанта Алексея Красовского ответит Константин Хабенский. Он сыграл роль коллектора, человека, который звонит и произносит короткую фразу: «Отдайте деньги». Вся его жизнь – сплошные телефонные звонки. Многих актеров подбирали по голосу, в том числе и массовку. Все эти люди должны были ненавидеть героя Хабенского. Вот и еще один производственный фильм. Врачи, артисты балета, коллекторы… Кто следующий? А на Театральной площади показали фильм председателя жюри Николая Лебедева «Экипаж», герои которого – летчики.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!