Генетики выяснили, что погубило неандертальцев

Геном неандертальцев содержал вредные мутации, делавшие их менее плодовитыми и устойчивыми к суровым природным условиям по сравнению с современными людьми.

Исследование, проведенное Келли Харрис из Стэнфордского университета и Расмусом Нильсеном из Калифорнийского университета в Беркли позволило понять, почему неандертальцы, пришедшие в Евразию раньше кроманьонцев и населявшие ее сотни тысяч лет, впоследствии вымерли. Как утверждают специалисты, в первую очередь неандертальцев погубили накопившиеся в их геноме вредные мутации.

Модель, построенная учёными, позволила предположить, что к моменту прибытия в Европу Homo sapiens неандертальцы обладали значительно (на 40 процентов) меньшим генетическим разнообразием, чем их новоявленные конкуренты. Это снизило их способность избавляться от генетических мутаций, и чем меньше их становилось, тем в большей степени усугублялась эта проблема. В результате это и привело к исчезновению неандертальцев как вида, считают исследователи, опубликовавшие свою работу в журнале Genetics.

Впрочем, ранее различные группы исследователей высказывали и другие версии того, какую причину вымирания неандертальцев можно назвать главной. К примеру, в мае текущего года археологи, представляющие Университет Колорадо в Боулдере, предположили, что неандертальцы вымерли из-за похолодания. Хотя непосредственно к холоду они были приспособлены даже лучше кроманьонцев, они нуждались в большом количестве пищи, а в период похолодания её не хватало, и на охоту приходилось тратить больше сил, чем позволяла восстановить добыча. Ещё одна популярная версия гласит, что неандертальцы попросту сражались с кроманьонцами, пока последние не победили. Также некоторые специалисты допускают, что гибель им принесли африканские микроорганизмы, занесённые людьми, у которых на них был иммунитет.

Стоит отметить, что, хотя неандертальцы и вымерли как биологический вид, в некоторой степени они продолжают жить в современных людях европейского и азиатского происхождения — их геном на 1-4 процента унаследован именно от неандертальцев. То, неандертальцы не смогли перемешаться с Homo sapiens полностью, учёные объясняют тем, что, по всей видимости, два вида слишком отличались между собой, чтобы оставлять большое количество «общих» потомков, и лишь небольшой процент генов неандертальцев оказался совместим с генами «основных» предков современных людей. Кстати, в новом исследовании этому явлению даётся и другое объяснение — вероятно, гены неандертальцев попросту были более «слабыми», из-за чего выживали те, у кого их было меньше.