Во льдах Антарктиды ученые обнаружили внеземные формы жизни (ФОТО+ВИДЕО)

Российские ученые, изучавшие озеро Восток, расположенное в Антарктиде, обнаружили новый вид микроорганизмов. Самым удивительным является то, что гены бактерий сходны с земными микроорганизмами только на 86%. Это дает право назвать открытый микроорганизм уникальным и даже внеземным.

Обнаруженной новой бактерии присвоили код w123-10. Это не первый микроорганизм, найденный при исследовании льда озера Восток. Двенадцать лет назад на глубине 3607 м и 3561 м ученым уже удавалось обнаружить микроорганизмы. Толщина льда, разделявшей находки, соответствовала временному промежутку в пять тысяч лет. Найденные бактерии прекрасно себя чувствуют при температуре -50 °С.

Скважину 5Г-1 начали разрабатывать на станции Восток еще в 1989-м совместными усилиями советских, французских и американских ученых. Поверхности озера ученые достигли в 2015 году, подняв с глубины 3767,57 метра на поверхность земли два ледовых керна.

«В намерзшей на буровой коронке воде была найдена абсолютно не известная нам бактерия, она называется w123-10», — рассказал заведующий лабораторией криоастробиологии Петербургского института ядерной физики имени Бориса Константинова генетик Сергей Булат.

Существо w123-10 стало, возможно, второй бактерией, найденной при бурении озера Восток. Первая была открыта в 2004 году российскими и французскими учеными, которые на глубинах 3607 и 3561 метров обнаружили сигналы термофильной бета-протеобактерии Hydrogenophilaceae thermoluteolus. Эти глубины разделены слоем льда, возраст которых отличается примерно на пять тысяч лет. Существо Hydrogenophilaceae thermoluteolus, как показали исследования, комфортно живет при температуре около минус 50 градусов Цельсия. Эти организмы обнаружены во льду первого типа — так называется верхний лед, в отличие от нижнего льда второго типа, не располагающийся непосредственно у поверхности озера.

Ранее ученые уже сообщали о находках во льдах южного материка неизвестных науке организмов. В 2013 году специалисты сообщали об обнаружении в образцах из озера Восток неизвестной науке ДНК, но потом эти данные опровергли. Стоит отметить, что большинство сведений о следах микроорганизмов получены на основе статистических данных, по которым сложно отличить присутствие действительно уникальных организмов от привнесенных извне.

Если жизнь действительно есть в подледном озере Восток, она, скорее всего, устроена крайне своеобразно. Похожие условия для потенциальных организмов, полагают ученые, существуют в подледных океанах спутников Юпитера (Ганимед, Каллисто и Европа) и Сатурна (Диона и Энцелад), а также на полюсах Марса. Исследование Востока позволяет астробиологам уже на Земле многое узнать о потенциальной жизни в холодных мирах Солнечной системы.

Озеро Восток является крупнейшим водоемом на обледеневшем материке. Его длина составляет 175 километров, а ширина — 65 километров. Глубиной оно чуть более километра.

Озеро изолировано от внешнего мира уже около 15 миллионов лет, температура воды в нем достигает минус трех градусов Цельсия при давлении в 400 атмосфер. По мнению специалистов, на его дне присутствуют геотермальные источники, создающие возможность для выживания микроорганизмов, а сама вода содержит в 100 раз больше кислорода, чем обычная.