У людей с мигренью больше нитратвосстанавливающих микробов во рту

Специалисты Калифорнийского университета в Сан-Диего выявили связь между мигренью и микроорганизмами, преобразующими нитраты.

Исследователи выяснили, что уровень таких бактерий во рту и кишечнике у людей, страдающих мигренями, выше, чем у людей без этого типа головных болей. Проект, как отмечается в статье eurekalert.org, открывает двери для дополнительного изучения оральных микроорганизмов и их воздействия на здоровье человека.

«Существует мнение, что болезнь провоцируют некоторые продукты: шоколад, вино и пища, содержащая нитраты, — объясняет Антонио Гонсалес, ведущий автор работы. – Мы предположили, что есть связь между микробиотой и рационом».

За преобразование нитратов в нитриты отвечает бактерия в ротовой полости. Соединение, в свою очередь, может при определенных условиях превратиться в оксид азота, циркулируя в крови. Вещество является мощным сосудорасширяющим средством.

Используя общественно-доступные сведения American Gut Project, организованного лабораторией Найта, Гонсалес и его коллега Эмбриэтт Хайд выделили нужный микроорганизм в 172 оральных и 1 996 фекальных образцах здоровых добровольцев. С точки зрения бактериального состава специалисты не обнаружили особой разницы у людей с мигренью и без неё.

На следующем этапе исследователи применили биоинформационный инструмент PICRUSt для анализа генов, отвечающих за присутствие нитратвосстанавливающих микробов в образцах. В пробах из кишечника страдающих мигренью было обнаружено небольшое увеличение соединений, кодирующих восстановление нитрата, нитрита и оксида азота. В оральных образцах этот показатель был значительно выше.

Оксид азота входит в состав сердечных препаратов. Возможно, считает Гонсалес, в будущем человечество получит пробиотическое полоскание для рта, улучшающее здоровье сосудов без риска вызвать мигрень. Исследование опубликовано в mSystems.